Новости

8 (8442) 29-70-72 | 8 (8442) 26-64-41

email+7(961) 079 04 81        

Информация Минфина России от 14 марта 2022 года

10 марта 2022 года подкомиссия Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций рассмотрела вопрос о зачислении резидентами денежных средств в иностранной валюте на свои счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории РФ. Для реализации дополнительных временных мер экономического характера обеспечения финансовой стабильности РФ приняты решения:

1) Резиденты смогут переводить средства в иностранной валюте на свои счета, открытые в иностранных банках и иных организациях финансового рынка для финансирования текущей операционной деятельности филиалов и представительств. Объем перечисления не должен превышать объема финансирования за предыдущий год;

2) Разрешено зачислять на счета граждан в иностранных банках валюту, полученную от нерезидентов в виде заработной платы, арендной платы, купонов и дивидендов по ценным бумагам и иных процентных платежей;

Федеральный закон от 8 марта 2022 г. N 46-ФЗ

Парламент и Президент РФ принципиально разрешили ввести в РФ "проверочные каникулы". Правительство РФ получило неограниченные полномочия по определению особенностей организации и осуществления всех видов государственного и муниципального контроля/ надзора. Отметим, что данная формулировка допускает введение моратория не только на плановые, но и на внеплановые контрольные мероприятия.

Однако полномочия Правительства РФ распространяются лишь на те виды контроля/ надзора, которые:

- подчиняются "старому" закону N 294-ФЗ о проверках,

- либо подчиняются "новому" Закону N 248-ФЗ о госконтроле.

Таким образом, налоговые, таможенные, прокурорские проверки, проверки состояния воинского учета на предприятиях и подобные, - поскольку их проведение "выведено" из-под действия Законов N 294-ФЗ и N 248-ФЗ, - под обещанный мораторий не подпадают.

Федеральные законы от 9 марта 2022 г. N 53-ФЗ, N 52-ФЗ, N 51-ФЗ, N 48-ФЗ, N 49-ФЗ и от 8 марта 2022 г. N 46-ФЗ

Президент РФ подписал пакет законов, разработанных в связи с необходимостью оперативно реагировать на складывающуюся социально-экономическую обстановку, обусловленную санкциями, введенными в отношении отраслей российской экономики.

Предусмотрен комплекс мер, среди которых - продление периода действия механизма "кредитных каникул", проведение четвертого этапа амнистии капиталов, возможность введения моратория на проверки бизнеса в 2022 году и аккредитованных IT-организаций - до конца 2024 года (подробнее о моратории см. нашу отдельную новость) и др.

Так, для оперативного реагирования на складывающуюся ситуацию Правительство РФ наделено целым рядом полномочий. В частности, Кабмин сможет проводить дополнительную индексацию социальных пенсий, принимать решение о дополнительном увеличении пенсионного коэффициента и фиксированной выплаты к страховым пенсиям в течение 2022 года; определять особенности установления и исчисления величины прожиточного минимума и МРОТ. Установлены дополнительные полномочия Правительства РФ в сфере долевого строительства, в сфере обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, в части вопросов обеспечения защиты прав и интересов российских граждан, проходивших обучение за рубежом и вынужденно прекративших его, и пр.

Письмо Федеральной налоговой службы от 2 марта 2022 г. N БВ-4-7/2500@

В Обзоре приведены правовые позиции, отраженные в судебных актах Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, принятых в четвертом квартале 2021 года по вопросам налогообложения:

- НК РФ прямо закрепляет, что начало процедуры взыскания с налогоплательщика задолженности по недоимке, пеням и штрафам определяется моментом вступления в силу решения налогового органа по результатам проверки (п. 2 ст. 70 и п. 9 ст. 101 НК РФ);

- федеральный законодатель в пределах предоставленной ему дискреции в сфере налогообложения определил порядок и условия учета доходов и расходов организации для целей исчисления и уплаты налога на прибыль организаций, которые предполагают возможность установления отдельных ограничений в отношении отнесения на расходы части затрат налогоплательщика, хотя такие затраты и связаны с осуществлением им предпринимательской деятельности;

- объектами обложения налогом на имущество организаций признаются активы организации, которые составляют экономическую базу ее предпринимательской деятельности; при этом нормативные акты Минфина России по вопросам ведения бухгалтерского учета отражают объективные экономические свойства указанного имущества и правила формирования его стоимости;

Приказ ФНС России от 28 января 2022 г. N ЕД-7-21/53@ (зарег. в Минюсте 03.03.2022)

В связи с изменениями в НК РФ скорректирован порядок заполнения декларации по налогу на имущество организаций. В частности, присвоены коды новым налоговым льготам, которые предоставляются:

- некоммерческим образовательным организациям и организаторам чемпионата мира FIA "Формула-1" в отношении принадлежащей им недвижимости, возведенной в рамках Программы строительства олимпийских объектов и развития г. Сочи как горноклиматического курорта;

- органам публичной власти федеральной территории "Сириус", унитарным предприятиям, казенным, бюджетным и автономным учреждениям, иным организациям, созданным этими органами власти для обеспечения реализации их полномочий.

Приказ вступает в силу с 1 января 2023 года.

Информационное письмо Банка России от 28 февраля 2022 г. N ИН-019-12/18

В связи с зарубежными санкциями Президентом РФ был введен ряд специальных экономических мер. Так, предусмотрена обязательная продажа 80% валютной выручки, полученной резидентами на свои счета в уполномоченных банках от нерезидентов по внешнеторговым контрактам (см. новость от 02.03.2022). ЦБ РФ установил особенности такой продажи.

В частности, резидентам не нужно предоставлять справку, идентифицирующую указанную в уведомлении сумму поступившей иностранной валюты по видам валютных операций, включая идентификацию валютной выручки, подлежащей обязательной продаже.

Информационное письмо Банка России от 5 марта 2022 г. N ИН-01-31/26

Банк России выпустил очередное разъяснение о применении специальных экономических мер, утвержденных Указами Президента РФ N 79 и N 81 (см. также новости). В частности:

- положения Указа N 79 и Указа N 81 не ограничивают резидентов в заключении соглашений об изменении условий (реструктуризации) займов, предусмотренных подпунктом "а" пункта 3 Указа N 79 и предоставленных до 1 марта 2022 года;

- положения Указа N 79 и Указа N 81 не распространяются на операции по трансграничному переводу денежных средств, осуществляемые с использованием корреспондентских счетов, открытых российскими кредитными организациями в иностранных банках, а также открытых иностранными кредитными организациями в российских банках, включая расчеты по результатам клиринга операций, совершенных с использованием национальных платежных инструментов;

Информационное сообщение Банка России от 5 марта 2022 года

Банк России во взаимодействии с Правительством РФ разработал антикризисные программы льготного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП).

Они дают возможность бизнесу получить оборотные кредиты сроком до одного года, а также инвестиционные кредиты на срок до трех лет.

Программа оборотного кредитования позволит малым предприятиям получить льготный кредит (или рефинансировать ранее полученный) по ставке не выше 15% годовых, а средним предприятиям - не выше 13,5%. Объем кредитования составит 340 млрд рублей. Срок действия программы - до 30 декабря 2022 года.

Инвестиционные кредиты будут предоставляться по расширенной программе стимулирования кредитования субъектов МСП, которую Банк России реализует совместно с АО "Корпорация "МСП". Ставки по ней также не превысят 15% для малых и 13,5% для средних предприятий. Лимит программы возрастет на 160 млрд рублей и достигнет 335 млрд рублей. По оценке АО "Корпорация "МСП", он будет выбран в течение 2022 года.

Информация Федеральной налоговой службы от 25 февраля 2022 года

На сайте ФНС России представлена линейка инструментов по информированию о рисках неплатежеспособности и банкротства.

Узнать о наличии обременений в пользу налоговых органов можно с помощью сервиса "Реестр обеспечительных мер". Эти сведения могут быть полезны при анализе контрагентов и оценке ликвидности предлагаемого обеспечения при заключении сделок. По данным реестра, в залоге у налоговых органов находится 32 448 объектов имущества.

С 2015 года сформированы рейтинги арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Рейтинги составлены по показателям размера погашения требований кредиторов, эффективности реализации активов должников, длительности конкурсного производства и наличия нарушений в деятельности арбитражных управляющих.

Информация Федеральной налоговой службы от 22 февраля 2022 года

ФНС напоминает, что представить декларацию о доходах, полученных в 2021 году, необходимо до 4 мая 2022 года. Форму 3-НДФЛ можно подать в налоговый орган по месту своего учета или в МФЦ. Декларацию также можно заполнить онлайн в ЛКН для физических лиц или через программу "Декларация".

Отчитаться о доходах необходимо, если в 2021 году гражданин, например, продал недвижимость, которая была в его собственности меньше минимального срока владения, получил дорогие подарки не от близких родственников, выиграл небольшую сумму в лотерею, сдавал имущество в аренду или получал доход от зарубежных источников. При этом в случае продажи недвижимого имущества на сумму до 1 млн рублей, а иного имущества - до 250 тыс. рублей в год, налогоплательщику больше не нужно сдавать декларацию 3-НДФЛ.

Отчитаться о своих доходах также должны индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица.

Информационное сообщение Банка России от 28 февраля 2022 года

С 28 февраля 2022 года для резидентов - участников ВЭД вводится обязательная продажа иностранной валюты в размере 80% выручки, причитающейся резидентам в рамках всех внешнеторговых договоров.

Напомним, что ст. 21 Федерального закона N 173-ФЗ, устанавливающая обязательную продажу части валютной выручки на внутреннем валютном рынке РФ, утратила силу с 1 января 2007 года.

Определение Первого КСОЮ от 07 декабря 2021 г. по делу N 8Г-30983/2021[88-29033/2021]

Работодатель принял решение сократить одну штатную единицу по определенной должности. В целях оценки преимущественного права на оставления на работе создал комиссию и определил критерии, которые имеют значение при анализе производительности труда и уровня квалификации: образование, стаж работы.

В результате оценки преимущественного права комиссия утвердила к увольнению кандидатуру сотрудницы с высшим образованием, стаж работы которой составил 6 лет 2 месяца. Не подлежали увольнению сотрудники со стажем работы менее года, а также сотрудники, имеющие среднее профессиональное образование.

Сотрудницу сократили, она обратилась в суд с требованием о признании увольнения незаконным. Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требования, при этом исходил из того, что у работодателя имелись основания для увольнения в связи с сокращением штата, работодателем соблюден установленный законом порядок увольнения, критерии оценки преимущественного права были учтены.

Определение Конституционного Суда РФ от 28 декабря 2021 г. N 2746-О

В Конституционный Суд РФ поступила жалоба, в которой гражданин оспаривал конституционность части первой статьи 127 ТК РФ, согласно которой при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

По мнению заявителя, оспариваемая норма, примененная в его деле судами общей юрисдикции, не соответствует статьям 19 (часть 2) и 37 (часть 5) Конституции РФ, поскольку позволяет работодателю не округлять в пользу работника дробное количество подлежащих оплате календарных дней неиспользованного отпуска при расчете суммы компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, допуская тем самым начисление суммы такой компенсации в меньшем размере, чем оплата предоставляемого отпуска с последующим увольнением.

Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 311-ФЗ

1 марта 2022 г. вступает в силу Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 311-ФЗ, которым в ТК РФ внесены масштабные поправки, касающиеся охраны труда. Пересматривается структура глав ТК РФ, посвященных охране труда, а также содержание некоторых норм. Остановимся на наиболее значимых изменениях.

Права и обязанности работодателей и работников

Работники в силу части второй ст. 21 ТК РФ обязаны соблюдать требования по охране труда. В ст. 22 ТК РФ внесли изменения, согласно которым у работодателя появляется право требовать от сотрудников соблюдения требований охраны труда.

Права и обязанности работодателя и работника в области охраны труда выделены теперь в отдельную главу ТК РФ. Статья 214 ТК РФ посвящена обязанностям работодателя. Новыми для работодателя являются, в частности, следующие обязанности:

Определение Третьего КСОЮ от 19 января 2022 г. N 8Г-19336/2021[88-167/2022-(88-21242/2021)]

По просьбе работника в период его работы ему была выдана трудовая книжка, которая работодателю впоследствии не возвращена. После увольнения по собственному желанию работник попробовал обязать работодателя выдать ему трудовую книжку, а также взыскать, в частности, неполученный заработок по причине задержки выдачи трудовой книжки.

Суды трех инстанций в удовлетворении требований отказали. В связи с наличием трудовой книжки у бывшего работника на руках с работодателя не может быть взыскана компенсация за задержку ее выдачи при увольнении. О получении работником подлинника трудовой книжки свидетельствует его собственная подпись в Книге учета движения трудовых книжек и вкладышей в них.

Кроме того, суд пояснил, что в силу ст. 234 ТК РФ обязанность работодателя по возмещению работнику материального ущерба в виде неполученного заработка по причине задержки выдачи трудовой книжки наступает только в случае, если незаконные действия работодателя препятствовали поступлению работника на работу, повлекли лишение работника возможности трудиться и получать заработную плату. Однако материалы дела таких доказательств не содержат. Напомним, в судебной практике по данному вопросу пока нет единого мнения. Некоторые суды придерживаются такого же мнения, что и Третий КСОЮ (см., например, определения Седьмого КСОЮ от 17.12.2020 N 8Г-18135/2020[88-18582/2020], от 29.01.2020 N 8Г-3607/2019[88-2663/2020-(88-6000/2019)], Восьмого КСОЮ от 15.10.2020 N 8Г-14401/2020[88-14049/2020]).

Яндекс.Метрика