Новости

8 (8442) 29-70-72 | 8 (8442) 26-64-41

email+7(961) 079 04 81        

В конце декабря Президент РФ подписал закон, направленный на реформирование системы выдачи электронной подписи и ее использования в подписании документов различными субъектами.

Отметим следующие нововведения.

  1. Уточнено понятие аккредитованного удостоверяющего центра. Согласно поправкам, аккредитованными удостоверяющими центрами будут являться удостоверяющие центры, получившие аккредитацию, а также УЦ ФНС России, УЦ Федерального казначейства, УЦ ЦБ РФ.
  2. Изменятся требования, выполнение которых является условием для получения удостоверяющим центром (далее также УЦ) аккредитации. В частности, минимальный размер собственного капитала УЦ должен будет составлять 1 млрд руб. (сейчас - не менее 7 млн руб.), в некоторых случаях - 500 млн руб. Кроме того, увеличится размер финансового обеспечения ответственности за убытки, причиненные третьим лицам. Вводятся требования к деловой репутации руководителей УЦ и лиц, владеющих в них не менее чем 10% капитала.,
  3. Аккредитация УЦ будет осуществляться на 3 года. Сейчас по общему правилу она дается на 5 лет.
  4. Осуществлять выдачу квалифицированных сертификатов квалифицированной электронной подписи (далее - КЭП) будут:

- УЦ ФНС России: юридическим лицам и ИП (за исключением юрлиц и ИП кредитно-финансовой сферы), а также нотариусам;

- УЦ Банка России: кредитным организациям, операторам платежных систем, некредитным финансовым организациям и ИП, осуществляющим указанные в ч.1 ст. 76.1 Закона о ЦБ РФ виды деятельности, должностным лицам Банка России;

- УЦ Федерального казначейства: лицам, замещающим государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, должностным лицам госорганов, органов местного самоуправления, их подведомственных учреждений и организаций;

- удостоверяющие центры, получившие аккредитацию Минкомсвязи, - только физическим лицам.

Квалифицированный сертификат КЭП, который содержит указание только на государственный орган или орган местного самоуправления в качестве его владельца, выдается УЦ Федерального казначейства и применяется только для автоматического создания и (или) автоматической проверки электронной подписи в электронном документе.

  1. Предусмотрены особенности использования КЭП при участии в правоотношениях физлиц, ИП, юрлиц, а также государственных органов, органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, должностных лиц госорганов, органов МСУ, их подведомственных организаций, а также нотариусов.

Кроме того, установлен порядок оформления и представления доверенностей, необходимых для использования КЭП.

  1. Вводится понятие доверенной третьей стороны. Это юрлицо, осуществляющее деятельность по проверке электронной подписи в электронных документах в конкретный момент времени в отношении лица, подписавшего этот электронный документ, для обеспечения доверия при обмене данными и электронными документами и иные функции, предусмотренные законом об электронной подписи;

Предусмотрен ряд иных изменений.

Закон вступит в силу 1 июля 2020 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу 01.01.2021.

Квалифицированные сертификаты, выданные аккредитованными до дня вступления поправок в силу удостоверяющими центрами, будут действовать до истечения срока, на который они выданы (но не более срока действия аккредитации выдавших их УЦ либо не более чем до 1 января 2022 года).

Аккредитация УЦ, полученная ими до дня вступления в силу рассматриваемого закона, будет действовать до истечения срока, на который они были аккредитованы, но не более чем до 1 января 2022 года.

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 476-ФЗ

Яндекс.Метрика