Новости

Письмо Минфина России от 12 января 2022 г. N 03-04-06/824

Физические лица, зарегистрированные в установленном законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, самостоятельно исчисляют, уплачивают НДФЛ исходя из сумм доходов, полученных от осуществления такой деятельности.

По мнению Минфина, доходами, полученными от осуществления предпринимательской деятельности, признаются доходы от видов деятельности, указанных индивидуальным предпринимателем при регистрации либо в результате внесения соответствующих изменений в ЕГРИП.

Проекты Федеральных законов (подготовлены Минтрудом России 18.02.2022)

Минтруд подготовил еще 4 законопроекта в связи с предложенным объединением ПФР и ФСС в единый Фонд уже в следующем году (см. новость от 02.02.2022). На этот раз речь идет о соответствующих поправках в НК РФ, ТК РФ, БК РФ и в отдельные законодательные акты (в том числе в законодательство об обязательных видах страхования, о персонифицированном учете и др.).

Все проекты размещены на федеральном портале проектов НПА.

Цель реформы - создание единого Фонда пенсионного и социального страхования РФ на основе объединения ПФР и ФСС, введение единого тарифа, позволяющего перечислять страховые взносы единым платежом, обеспечение выплат по больничным лицам, занятым по ГПД и пр.

Приказ ФНС России от 18 января 2022 г. N ЕД-7-8/26@

ФНС скорректировала порядок изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, пени и штрафа. Поправки связаны с принятием Федерального закона "О федеральной территории "Сириус".

Изменены формы решений о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате федеральных налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов" и о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налога на доходы физических лиц, региональных (местных) налогов, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов".

Приказ вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.

Информация Федеральной налоговой службы от 17 февраля 2022 года

Проекты федеральных законов N 20281-8 и 20492-8

Эксперимент по внедрению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" стартует 1 июля в четырех регионах (Москве, Московской и Калужской областях, Татарстане) и продлится до 2027 года.

Новый налоговый режим рассчитан на компании и индивидуальных предпринимателей, у которых работает не более пяти человек и чей годовой доход не превышает 60 млн рублей.

С 1 июля 2022 года применять режим смогут вновь зарегистрированные налогоплательщики, подав уведомление через банк, в котором открыт счет. При этом банк должен быть включен в перечень уполномоченных банков, который будет размещен на сайте ФНС России. Также налогоплательщик получит возможность подать такое уведомление самостоятельно через свой Личный кабинет. Уведомление следует подать не позднее 30 дней с момента регистрации налогоплательщика в налоговых органах.

Информация Федеральной налоговой службы от 10 февраля 2022 года

С 2022 года вступили в силу внесённые Федеральным законом от 29.11.2021 N 382-ФЗ изменения, касающиеся налогообложения имущества:

1) С десяти до двадцати дней продлен срок, в течение которого налогоплательщик-организация вправе представить в налоговый орган пояснения и (или) документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты транспортного и земельного налогов, указанных в сообщениях об исчисленных налоговым органом суммах этих налогов.

2) По налогу на имущество организаций установлено, что имущество, переданное в аренду, в том числе по договору финансовой аренды (лизинга), подлежит налогообложению у арендодателя (лизингодателя).

3) Регламентировано исчисление земельного налога в отношении участков, сведения о которых представлены органами, уполномоченными осуществлять федеральный государственный земельный надзор. В этом случае исчисление налога производится по налоговой ставке, не превышающей 1,5%, начиная со дня совершения нарушений требований к использованию и охране объектов земельных отношений либо со дня их обнаружения и до первого числа месяца, в котором уполномоченным органом установлен факт устранения таких нарушений.

Информация Министерства труда и социальной защиты РФ от 07.02.2022

Минтруд России сообщил о подготовке проекта постановления, который предусматривает возможность для работодателей размещать информацию не только на единой цифровой платформе "Работа в России", но и на иных информационных ресурсах. Соответствующий проект размещен на федеральном портале проектов НМА (ID проекта 01/01/02-22/00124765).

В пояснительной записке к проекту отмечается, что пунктом 3 статьи 25 Закона о занятости населения установлена обязанность работодателей ежемесячно представлять в органы службы занятости сведения и информацию, перечисленную в указанном пункте данной статьи. При этом работодатели, отнесенные к категориям, указанным в пункте 3.2 статьи 25, такую информацию представляют исключительно в электронном виде, размещая ее на единой цифровой платформе "Работа в России" или на иных информационных ресурсах, требования к которым установлены нормативным правовым актом Правительства РФ. Проектом постановления предусматривается установление требований к таким информационным ресурсам.

Определение Третьего КСОЮ от 1 сентября 2021 г. N 8Г-15191/2021[88-15352/2021]

На основании трудового договора между гендиректором и ООО работнику был установлен оклад в размере 45 000 руб. Аналогичный размер оклада был определен и штатным расписанием. Однако в ходе работы гендиректор изменила штатное расписание, указав свой оклад в размере 102 500 руб. Данное изменение штатного расписания работодателем согласовано не было, ООО узнало об этом лишь по результатам проведенного аудита в момент прекращения трудовых отношений между сторонами. Посчитав свои интересы нарушенными, общество обратилось в суд.

Суды удовлетворили требования ООО о взыскании излишне выплаченной заработной платы, ведь директору выплачивалась заработная плата, не соответствующая условиям трудового договора, в излишнем размере.

Письмо Минтруда России от 1 февраля 2022 г. N 15-2/ООГ-163

1 марта 2022 г. вступают в силу масштабные изменения в раздел ТК РФ "Охрана труда". В целях реализации новых положений ТК РФ Минтруд России разработал пакет НПА по охране труда. С документами по охране труда, вступающими в силу с 1 марта 2022 г., можно ознакомиться в нашей справке.

Минтруд России, сославшись на п. 3.3, 2.2.3 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (утв. постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. N 1/29), пояснил, что внеплановое обучение по охране труда и внеочередную проверку знаний требований охраны труда работников в связи с вступлением в силу новых НПА по охране труда следует проводить в период со дня официального опубликования соответствующего НПА до вступления его в силу.

Однако согласно п. 3.3 Порядка внеочередная проверка знаний требований охраны труда работников организаций независимо от срока проведения предыдущей проверки проводится, в частности, при введении новых или внесении изменений и дополнений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда. Под введением, на наш взгляд, следует понимать не официальное опубликование НПА, а его вступление в силу. Подтверждение данного вывода можно обнаружить в письмах Минтруда от 14.01.2021 N 15-2/10/В-167 и Роструда от 20.01.2021 N 87-ТЗ.

Проект Приказа Федеральной налоговой службы "Об утверждении XML формата представления договорного документа в электронной форме"

Информация Федеральной налоговой службы от 14 февраля 2022 г.

Текст соответствующего проекта приказа ФНС России, которым предусмотрен XML формат представления договорного документа в электронной форме, размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID 01/02/02-22/00124860).

Как поясняет ФНС, этот формат является альтернативой формату PDF-А/3, который предусмотрен проектом, представленным для общественного обсуждения в ноябре 2021 года (как отмечается в информационном сообщении, его планируется в ближайшее время передать на утверждение в Минюст).

Нынешний проект, также как и предыдущий, разработан в соответствии с положениями п. 2 ст. 93 НК РФ.

ФНС России пояснила, что XML формат больше подойдет тем компаниям, которые обладают высоким уровнем цифровизации. Он содержит больше потенциальных возможностей для аналитики, так как вся информация из документа представлена в виде структурированных фрагментов. С такими фрагментами удобно работать внутренним алгоритмам информационных систем.

Информационное сообщение Банка России от 11 февраля 2022 г.

Совет директоров Банка России повысил с 14 февраля ключевую ставку на 100 б.п., до 9,50% годовых.

При этом Центробанк допускает возможность дальнейших повышений ключевой ставки на ближайших заседаниях. В информационном сообщении отмечается, что проводимая Банком России денежно-кредитная политика направлена на возвращение инфляции к 4%. По прогнозу Центробанка, годовая инфляция снизится до 5,0-6,0% в 2022 году и вернется к цели в середине 2023 года (напомним, что в декабре регулятор прогнозировал, что снижение годовой инфляции до 4,0-4,5% произойдет к концу 2022 года).

Следующее заседание Совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 18 марта 2022 года.

Вопросы имущественного налогообложения (собрание правовых позиций Конституционного Суда РФ, декабрь 2021 года)

Конституционный Суд РФ дополнил подборку своих позиций по имущественным налогам (см. http://www.ksrf.ru/ru/Decision/Pages/ExtPos.aspx). В нее включены:

1) постановление КС РФ от 12.11.2020 N 46-П/2020, согласно которому взимание налога на имущество организаций исходя из налоговой базы, определяемой по кадастровой стоимости зданий (строений, сооружений) исключительно из того, что они расположены на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, хотя объект недвижимости имеет иное назначение и (или) фактическую эксплуатацию, не оправданно в конституционно-правовом отношении, поскольку допускает возложение повышенной налоговой нагрузки на налогоплательщика без экономических на то оснований и не позволяет - вопреки статьям 19 (части 1 и 2) и 57 Конституции РФ, принципам равенства и справедливости налогообложения - применить для расчета налоговой базы более благоприятное для налогоплательщика общее правило ее определения исходя из среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения (см. также новость от 16.11.2020);

Письмо Минфина России от 15 декабря 2021 г. N 07-01-09/102450

Согласно ФСБУ 6/2020 "Основные средства" организация может принять решение не применять этот стандарт в отношении активов, характеризующихся одновременно признаками основных средств, установленными п. 4 этого стандарта, но имеющих стоимость ниже лимита, установленного организацией с учетом существенности информации о таких активах. При этом затраты на приобретение, создание таких активов признаются расходами периода, в котором они понесены. Организация должна обеспечить надлежащий контроль наличия и движения таких активов.

С целью обеспечения такого контроля, по мнению Минфина, целесообразно вести бухгалтерский учет таких активов в порядке, установленном для бухгалтерского учета запасов ФСБУ 5/2019.

Приказы ФСС России от 27 декабря 2021 г. N 594 и N 593 (зарег. в Минюсте 02.02.2022)

Территориальные органы ФСС вправе проверять полноту и достоверность сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, для возмещения расходов страхователя, а также для принятия решения о финансовом обеспечении расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

В связи с этим ФСС утвердил новые формы, которые будут применяться при проведении выездных и камеральных проверок.

Приказы вступят в силу 13 февраля 2022 года.

Приказ ФНС России от 28 декабря 2021 г. N ЕД-7-2/1181@ (зарег. в Минюсте 05.02.2022)

Получить налоговый вычет по НДФЛ на приобретение жилья, уплату процентов по ипотеке и в сумме внесенных на индивидуальный инвестиционный счет (ИИС) средств (тип "А") можно в упрощенном порядке - без декларации 3-НДФЛ и пакета подтверждающих право на вычет документов. В связи с этим ФНС утвердила формы документов, применяемых при предоставлении вычетов по НДФЛ по упрощенной схеме:

- решение о предоставлении налогового вычета (полностью или частично) в упрощенном порядке;

- решение об отказе в предоставлении налогового вычета (полностью или частично) в упрощенном порядке;

- решение об отмене (полностью или частично) решения о предоставлении налогового вычета (полностью или частично) в упрощенном порядке;

Письмо Минфина России от 13 января 2022 г. N 03-04-06/991

К облагаемым НДФЛ доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, относится оплата (полностью или частично) за него товаров (работ, услуг) или имущественных, прав и пр. в интересах налогоплательщика.

При этом ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагает на работодателя. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 3 ст. 39 Федерального закона N 52-ФЗ).

Следовательно, оплата организацией за налогоплательщика товаров (работ, услуг) или имущественных прав не в интересах этого налогоплательщика (в частности, если проведение вакцинации работников обусловлено обеспечением нормальных (безопасных) условий труда) не признается доходом, полученным этим налогоплательщиком в натуральной форме, и не облагается НДФЛ.

Яндекс.Метрика